Онлайн - ресурсы
Издательский дом "Первое сентября" >>>
Периодические издания, Образовательные проекты, Методкабинет, Новости образования.
Российские общеобразовательные порталы и сайты >>>
В помощь молодому учителю
Десять правил работы со "слабоуспевающими"
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего, Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учеба.
ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.
МЕДОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.
Прием
Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.
Система методов
Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных задач.
Сущность метода
Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.
Классификационные признаки группировки методов:
1. источник знаний;
2. характер познавательной деятельности ученика;
3. руководящая роль учителя;
4. степень активности ученика;
5. возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
6. условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы как способы учебной работы
1. догматический - приобретение знаний в готовом виде.
2. эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании).
3. исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.
Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.
Характеристика отдельных групп методов
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения:
1. проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
2. частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
3. исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1. словесные, наглядные, практические;
2. аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные;
3. репродуктивные, проблемно-поисковые;
4. методы самостоятельной работы и работы под руководством.
Методы стимулирования и мотивациии:
1. методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
2. методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнениии требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля:
1. устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);
2. письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
3. методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль)..
Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
1. классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков);
2. определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т.п.);
3. различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);
4. деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).
Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.
Многообразие методов
Словесные методы:
1. объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
2. рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный);
3. работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
4. изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;
5. повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
6. описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
7. рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
8. беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении.
Типы беседы:
1. катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы;
2. в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение;
3. в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы;
4. после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыт - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный и очень сложный метод учения.
Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Уровни принятия решения о выборе методов обучения
1 - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.
2 - решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.
3 - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
1. способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации;
2. формируют у учащихся потребность в новом знании;
3. направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся;
4. ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;
5. обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности;
6. содействуют овладению учащимися учебным умениями как инструментом познания;
7. создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.
Советы молодому учителю
1. Прочитай раздел программы, который надо изучать на уроке.
2. Изучи материал этого раздела.
3. Проанализируй учебный материал.
4. Сформулируй цель урока. Ответь на вопросы, чего бы ты хотел достичь в результате урока.
5. Представь коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайся наметить их путь к выполнению задач урока.
6. Выбери самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.
7. Соразмерь выбранные приемы со своими возможностями, определи свои действия на уроке.
8. Продумай структуру урока, его ход.
9. Зафиксируй все подготовленное в плане или конспекте.
10. Повтори про себя или вслух узловые моменты плана.
11. Проверь себя:
а) какие факты, какие общие понятия или признаки, причинно- следственные связи должны быть усвоены на уроке;
б) какое умение формируется на данном уроке;
в) какие мировоззренческие понятия, политические, нравственные или эстетические оценки необходимо сформировать на данном уроке;
г) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.
12. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, постарайтесь встретиться глазами со всеми ребятами. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
13. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Ее можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
14. Начните урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока- дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом.
Помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
15. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
16. Обращайтесь чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
17. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
18. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
19. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят.
20. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
21. Удерживайтесь от излишних замечаний.
22. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке со стороны администрации идет не на пользу учителю. Обратитесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
23. Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
24. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.
25. Помните слова Н. А. Добролюбова: "Справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников".